четверг, 27 сентября 2012 г.

23 часа Сопот-Сопот. Многоборье.


Нужно сказать, что я не писатель. Поэтому буду излагать тезисно.

Болгария. Сопот. 29.08.2012.  

Погода безоблачная. На старте много париков. Некоторые из них, кстати, считают, что дельтаплан не может долго продержаться в воздухе, но разговор не об этом. Собрались мы быстро, но стартовать не спешим, потому что стропорезы на обтекатель в этот раз не поставили =). Время час дня, все парапланы разлетелись, одеваемся. Я решил стартовать с самого верха, чтобы иметь больше высоты. Бежал долго, так как место довольно пологое. Стартую в поток. И тут начинаются чудеса.
Точнее они начались раньше, когда я чуть не уронил дельтаплан с подъемника. В потоке чудеса продолжились. Троса не хлопали, но обработать было весьма тяжело. Узко, коротко, зло. Несколько раз набрав 600 метров над стартом, и не дождавшись «союзников», решаю лететь. Как наставлял Пегин, лечу безопасно: над отрожками, близко к долине. Немного пролетаю вперед, потоков хороших нет. Из тех что есть все время вываливаюсь. В это время союзные войска все-таки подняли авиацию и были значительно выше меня над стартом. Пока возвращался оказался опять один. Опять высоты немного. Набираю и сношусь дальше к главному хребту. Так потихоньку высота растет. И вот уже почти тысяча над стартом. Но над хребтом это немного. Иду вдоль отрожка в сторону долинки. Набираю. Обратно к хребту. Думаю так вдоль него можно пролететь. Смотрю периодически направо – контролирую, что всегда можно отвернуть и выйти в долину. В воздухе чуть больше часа. От такой погоды и, видимо, от долгой дороги в предыдущие дни уже порядком устал. Решаю, что чуть пролечу вдоль хребтика и обратно.
Над хребтом низко. В очередной раз смотрю направо и  понимаю, что из этой долинки я уже не вылечу. На всякий случай смотрю на GPS:
-Хватит ли качества?
-Потерян сигнал от спутников.


2012-08-29: Полет на дальность, 15 км. Дельтаплан: Moyes Litesport 4

Да-да, та самая ракетная часть где-то в горах. Поэтому трек обрывается на самом интересном. Внизу коровки. Какой-то домик. Дорог нет. Ротор. Выхожу над отрожком, пузырики не обрабатываются. Сажусь в контрсклон.

И вот он момент истины. Дорог-то нет. Домик – не домик, а просто навес, под которым корм и вода для коров и лошадей. Достаю орешки, не соленые. Пока ем – осматриваюсь. От того момента, когда я мог уйти в свою долину, до посадки прошло очень мало времени. Думаю, что сейчас я быстренько поднимусь туда, стартую и домой. Собрал аппарат, подвеску. Пытаюсь нести сразу все. Но если затянуть до упора лямки подвески, то аппарат нужно держать шеей. Чуть ослабить – подвеска блокирует ноги, что невозможно идти. Кстати, несмотря на то, что координаты я не знаю, сообщение, что буду не скоро и идти мне далеко, я все-таки передаю, хоть и не с первого раза.
Итак, начинается второй этап многоборья. Время около трех часов.
Дальше все скучно и долго, можно даже читать через строчку. Несу подвеску, несу дельтаплан, несу подвеску, несу дельтаплан… Так очень долго. Иду по пешеходным дорожкам, иногда встречаются старые указатели. Знакомых названий нет. Дорожка уводит вниз, в ущелье, в лес. Сворачиваю направо, вверх. Натыкаюсь на новую дорожку. Потом она пропадает, выхожу на главный хребет. За временем не слежу. Просто иду, долго иду. Выбираюсь повыше, по рации передаю, что сегодня вряд ли доберусь до старта. Все-таки удается записать координаты. Но один из телефонов сел. Со второго передал координаты, они не дошли. Смски больше не отправляются. Из рации только «пш» и «шш». По мере продвижения становится ясно, что идти надо дальше, чем кажется. И так постоянно. Спугнул лошадей рацией, убежали далеко и быстро. Время на оставшемся телефоне сбилось из-за манипуляций с батарейкой. Но понятно, что пора устраиваться на ночлег. Совсем скоро стемнеет. И буквально через пять, десять минут я уже вынужден пользоваться фонариком в рации. Да да да, фонарик в рации нужен. Он просто необходим. Я в этом убедился.

Воздух уже начал спускаться с гор, холодало. Деревьев в округе нет. До ближайших нужно идти минут тридцать сорок, а одну ногу и так уже сводит. На земле спать плохо - холодно. Ножа нет. Поэтому можжевельник, которого вокруг полно на более менее ровное место перенести не могу. На самой вершинке слишком ветрено. Выбираю ту строну хребта, которая раньше окажется освещенной солнцем. Снимаю чехол с дельтаплана, с подвески. Кладу на можжевельник рядом с тропинкой. На себя натягиваю всю летную одежду, то есть майку, другую майку потолще, лайкру. Из хвоста подвески вынимаю пенопласт, застегиваюсь. На голове шапка и сумочка для шлема. Все бы ничего, но постоянно скатываюсь с можжевельника. Слишком большой уклон. Не знаю сколько я так спал, наверное час, постоянно просыпаясь. Перебираюсь в тропинку. Она представляет собой углубление в земле, поэтому вниз с горы я съезжать не буду. Опять кладу чехол от дельтаплана сложенный в несколько раз на землю, сверху чехол подвески. Забираюсь в подвеску, но на этот раз руки не вставляю как в полетном положении. Хоть таким образом я не смогу застегнуться, но могу достаточно комфортно лежать на боку. Так я меньше контактирую с землей, ведь можжевельника подо мной теперь нет, и меньше шансов застудить себе что-нибудь. Опять надеваю на голову чехольчик от шлема и сплю. Просыпаюсь довольно часто. Мерзнет одна рука, которая выше, потому что ничем не накрыта. Точнее сказать мерзнет плечо и предплечье. Переворачиваюсь, сплю пока не замерзнет другая рука. 

Луна светит очень ярко. Видно только самые яркие звезды. В горах виден свет маленьких населенных пунктов. Красиво, но надо спать. Вспоминаю, что на приборе есть часы и можно узнать время. Встаю, прохладно. Только два часа ночи. Сплю до утра, часто просыпаясь. Наконец-то первые лучи солнца. Вытаскиваю руку наружу – холодно. Помучаюсь-ка я еще. Около восьми часов я более менее согрелся. Вылезаю. Ноги не то чтобы замерзли. Затекли, онемели. Воды осталось мало, да и было немного (около литра в смятой бутылке). Одного глотка для утра хватит. Снова в пути. Ноги не такие свежие, как я ожидал.
Вот выбираюсь на вершинку. И понимаю, что с нее стартовать тоже не получится. Нужно идти дальше. Немного, но идти. Сил уже довольно мало. Там где нужно спуститься с холмика просто толкаю дельт по земле. И вот я наконец-то добрался до места старта. Но ветер северный. То есть стартовать нужно внутрь гор и с попутным выходить в долину. Собираю аппарат. Делаю второй глоток воды, он же последний.

2012-08-30: Полет на дальность, 11 км. Дельтаплан: Moyes Litesport 4

Пять минут лежу. Стартую. Облетаю холмик. Трясет. Опять роторит. Лечу низко над рельефом. На зажатой ручке. И вот он старт. Вижу два союзных несобранных дельтика. По рации связи нет. Кружусь, пока меня наконец-то не замечают. Иду на посадку. Долгий и мучительный процесс стравливания высоты. Ветер определить невозможно, никуда не сносит. На втором треке видно, жирную окружность рядом с посадкой. Приземляюсь. Очень жарко, хочется пить. Собираюсь, прячу все в кювет и иду к подъемнику. 

Красный - полет, темно-сиреневый - пеший маршрут день 1, светло-сиреневый - пеший маршрут день 2.

Итого - маршрут я замкнул через 23 часа после старта. Антенна рации бесследно исчезла. Все счастливы, живы и здоровы. Ноги прокачаны. Около 11 часов прогулки по горам, 2 часа полета, 30 км маршрута. Средняя скорость прохождения маршрута 1.3 км/ч.  На следующий день пролетел с возвращением около 53 км.

Какой полезный вывод мы можем сделать из этой истории? Да, все верно, ночью обувь нужно расшнуровывать, чтобы ноги не затекали.

5 комментариев:

  1. Я сейчас в Сопоте. Про тебя тут все говорят, ты теперь национальный герой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж. =)) Очень быстро распространилась весть, хотя сказал всего двум людям. С утра уже и парики на посадке спрашивали. И руководитель подъемника просил на карте показать где я был.

      Удалить
    2. Я, кстати, после ваших с Петровичем рассказов вытащил из хвоста подвески поролон и напихал туда легкий спальник :))

      Удалить
    3. Дим, национальным героем ты стал уже через час после посадки. )) Первое, что я услышал, собирая свой дельт у подъёмника - как проходящие мимо парики (душевные люди!) спросили - "а кто у вас там сегодня РАЗБИЛСЯ?" В ответ на моё вытянувшееся от недоумения лицо - последовало пояснение: "так там же кто-то из ваших сел ЗА ХРЕБТОМ, но с воздуха вроде видели, что он тащит дельт вверх по склону" (вздох облегчения). А дальше была грамотно организованная спасательная операция в ресторане у озера, основной целью которой было залить панику местных местным же пивом, т.к. Антон периодически порывался начать вызывать спасательный вертолёт, хотя всё что нам нужно было знать - мы уже знали: "пшшш-пшш цел, да пшшш пшш тоже пшш-пшшш.. буду ночевать пшшш-пшшш... стартую пшшш-пшш утром пшшшшш-пшш-пшшш..." )) Ах да, ещё было что-то от Андрюхи по скайпу про голодных волков, которые мол в здешних горах ночами на луну воют, и что ты их, если чё, накормишь орешками... )))

      Удалить
  2. Мне теперь тоже хочется необходимый аварийный запас с собой иметь =). Хотя не надо просто лезть во всякие злачные места. Чайник, что поделаешь.

    ОтветитьУдалить